Комплекс игр и упражнений «Учимся петь - играя»
28.02.2023
Ввести ребенка в мир музыки с радостью и
улыбкой. Это основная задача программы «Ладушки», которая лежит в основе моей
работы с детьми.
В основе игровой методики обучения пению я использую
методические приемы Ветлугиной, В. Емельянова, О. Кацер, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой,
А. Евтодьевой, дыхательную
гимнастику Стрельниковой. Обязательно включаю в занятия вокальные упражнения и
попевки на бурятском языке.
Мой
небольшой опыт работы с детьми показал, что вводить ребенка в мир любого
искусства нужно через игру. Каждое упражнение, задание должно нести детям
радость, удовлетворение. Тогда и учебный материал будет усваиваться
непринужденно.
Важно постоянно помнить о том, что детский голос это нежный, хрупкий аппарат.
Поэтому в начале занятия нужно легко и незаметно подготовить голоса детей к
пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата.
Методика обучения пению включает в себя
два этапа - речевой и певческий.
Оба этапа тесно взаимосвязаны, т.к. развитие и
формирование всех певческих навыков идёт одновременно. Общая цель – легко и
незаметно подготовить голоса детей к пению: разогреть мышцы речевого и
дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение пению
более лёгким, понятным и привлекательным занятием.
Методические рекомендации и комплекс
игр и упражнений речевого
этапа обучения
Упражнения
и игры этой части направлены на разогрев голосового
аппарата,
активизацию дыхательной мускулатуры, способствуют формированию речевого и
певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний,
воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а
также способствуют умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
·
Упражнения и игры на развитие речевого и певческого дыхания
Цель. Развитие навыков певческого дыхания,
формирование ощущения
диафрагмальной
«опоры».
«Надуваем
шарик быстро…». Медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в
стороны,
сдувается на звук «С-с-с-с» - ладошки соединяем;
«Собачка» Дышим как собачки, высунув язык,
ладошки держим в области диафрагмы для контроля дыхания
«Раздувание
мехов». Дети кладут
руки на ребра для контроля своего
дыхания.
Вдох-меха раздувают, выдох-сдувают.
«Согреваем
снежинку». Дети ставят ладошку перед собой для проверки своего
выдоха.
Быстрый вдох-удивление с последующей задержкой, затем выдыхаем, открыв рот на «А»,
чтобы узор растаял.
«Сдуваем
снежинку» Быстрый вдох-удивление с последующей задержкой и сдуваем снежинку с ладошки, вытянув губы
трубочкой.
«Задуваем свечку». Вдох носом, широко
открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи
(повторить 4 раза).
«Тридцать
три Егорки» (русская скороговорка)
«Как на
горке, на пригорке
Стоят
тридцать три Егорки. (Вдох)
Раз
Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Дети
чётко произносят текст скороговорки. На выдохе «считают Егорок»
(кто
больше).
2. Артикуляционная
гимнастика
Цель. Развитие мышц лицевой мускулатуры и
ротовой полости.
Артикуляционная
гимнастика помогает устранить напряжение и
скованность
артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк,
челюсти;
развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную
дикцию,
активизирует речевой аппарат.
· Упражнения для нижней челюсти:
“Заборчик” – верхняя челюсть стоит на нижней,
губы в улыбке.
«Потерялся
котёнок». Произносим «мяу», широко открывая рот,
поворачивая
голову влево – вправо – вперед.
· Разработка мягкого неба.
Цель. Познакомить
с ощущением высокой певческой позиции, понятием
«вокальный
зевок".
«Пасть
льва» – зевок с закрытым ртом.
«Маляр»
– расслабленным языком водить по небу от зубов до мягкого неба.
· Упражнения для губ.
“Улыбка”
– растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
“Дудочка”
– вытягивание губ вперед.
«Весёлая
дудочка». Вытягиваем вперед сомкнутые губки и двигаем ими по
кругу
вправо, затем влево.
· Упражнения для языка.
(рот
широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
“Болтушка”
- движение языком вперед-назад.
“Часики”
– движение языком вправо –влево.
“Качели”
– движение языком вверх- вниз.
“Лошадки”
- цокание языком.
“Лопатка”
– широкий ,мягкий , расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Иголочка” – узкий, напряженный язык высунут
вперед.
«Игра
в прятки»: быстро
высовывать язык и прятать его внутрь рта.
Сказка про
язычок
«Жил-был
Язычок. Проснулся как-то утром рано.
Постучал
в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы),
постучал
в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул!
(высовывают
язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на
травку
(язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех
(дразнят
друг друга языком)».
«Разговор
про себя». Говорим любую фразу, потешку, четверостишие, не
открывая
при этом рта.
Произносить
гласные «А, О, У» с различными интонациями: удивления,
изумления,
испуга, радости, вопроса, угрозы и т.д.
3.
Речевые игры (с элементами дыхательной, артикуляционной
гимнастики,
ритмо - интонационной игры)
Цель. Формирование правильного
диафрагменного дыхания. Развитие
интонационного,
фонематического и музыкально-певческого слуха.
Речевые
игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Дают
возможность
почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним и
расширить
диапазон певческого голоса, ввести в мир динамических оттенков
и
темпового разнообразия.
· «Сайн байна»
Сайн
байна, гарнууд! Хлоп-хлоп-хлоп!
Сайн
байна, хүлнүүд! Топ-топ-топ!
Сайн
байна, хасарнууд! Плюх-плюх-плюх
Сайн байна,
шүдэнүүд! Ам-ам-ам!
Сайн
байна, уралнууд! Чмок-чмок-чмок!
Сайн
байна, минии хамар! Бип-бип-бип!
Сайн
байна, үхибүүд! Мэндээ!
·
«Весна»
(Г.Сапгир)
Ветер в
наш лес песню донёс Ш-Ш-Ш (усиливая или уменьшая громкость
по жесту
)
Песню
пролаял охотничий пёс. Р-р-р-гав!
Волк эту
песню провыл на опушке, У- у- (с восходящей интонацией);
Дружно
проквакали песню лягушки, Ква – ква (штро – бас);
Бык эту
песню, как мы промычал, Му – у – у (усиливая или уменьшая
громкость
по жесту педагога);
Рысь
промурлыкала, Мур-р – Мур-р (с восходящей интонацией);
Сом
промолчал.
Филин
прогукал, Ух – ух! (произносят очень энергично);
Уж
прошипел, Ш-ш-ш (усиливая, уменьшая громкость по жесту)
А
соловей эту песню пропел. Подражают птиц (голосовая импровизация).
«За
окошком ветер». выдох со звуком
«с-с-с»
«Шелестят
листья» выдох со звуком «ш-ш-ш»
«Пролетел
комарик» выдох со звуком «з-з-з»
«Пролетел
жук» выдох со звуком «ж-ж-ж»
4.
Упражнения на развитие дикции, артикуляции
Цель. Развитие чувства ритма, формирование правильной
дикции,
исправление
речевых дефектов, выработка четкой артикуляции, активизации
дыхательной
мускулатуры.
«Барабан». Рот приоткрыт. Кончик языка
касается корней верхних зубов.
Энергично
строчить языком как из пулемета звуками «т-т-т-т-т-т», затем
звуками
«д-д-д-д-д-д», затем «тд-тд-тд».
«Снежки».
Дети строятся в 2 команды и стоят друг против друга, «кидаем» друг в друга
«снежки» - с помощью согласных в, п, г, к, д, б, т.
«Веселые
котята». Исполняем на одной ноте «Ффыр, ттыр, ппыр, ммур –
ммяу».
«Едем
на машине». Заводим мотор машины: Р-Р-Р!
Мотор не
заводится, ещераз пытаемся: Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р!
Завели, поехали. Крутой поворот (звук усиливается),
а вот наскочили на кочку, едем по шоссе (и т. д.)
«Скулит
щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
«Кошка».
Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая
мурлыканию
кошки. Вибрировать на букву «Р».
5.
Скороговорки и чистоговорки
Цель. Развитие чувства ритма, формирование
правильной дикции,
выработка
четкой артикуляции.
Проговаривать
скороговорки с разной интонацией (удивление,
повествование,
вопрос и восклицание), в различных вариантах говорения и
пения -
от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого,
от
коллективного проговаривания до распределения текста по ролям. Все
скороговорки
говорим на дыхании, направляем его к корням верхних зубов, в
твёрдое
нёбо.
1.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
«Хохо-хехе-хихи-хаха,
хохо-хехе-хихи-хаха»
2.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили
черными чернилами чертеж
Чрезвычайно
чисто!
3. Два
щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке
4. Хорош
пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики)
5. По
бревну бобры бредут.
6. Лена
искала булавку, а булавка упала под лавку.
Методические
рекомендации по формированию вокальных навыков
Вокальные
упражнения и игры этой части направлены на разогрев
голосового
аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством
фонационного
выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.
Упражнения
расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают
певческий
голос, развивают вокальный и гармонический слух, улучшают
звукообразование.
1.
Упражнения для укрепления опоры звука
Цель. Формирование ощущение опоры звука,
активизация дыхательной
мускулатуры.
Дать представление о том, что чем выдержаннее опора
дыхания,
тем легче и лучше удается опора звука, и чем совершеннее
последняя,
тем легче сохранить опору дыхания.
«Хохотунчики».
Применяем штрих стаккато на слог «ха», можно на двух
соседних
звуках, например, закрепляя интонацию большой секунды.
«Сова».
Комбинируя долгое «ю» со стаккато – у-у-у-у-у-опять долгое «ю».
Также
поём попевки и прибаутки, исполняя на одном выдохе каждую фразу
(«Как у
нашего кота» и т.д.)
«Самолёт»..
Готовимся к интонированию в верхней тесситуре голоса. При
исполнении
показываем рукой направление мелодии: восходящее и
нисходящее.
«Парашютики».
Варьируем предыдущее упражнение, исполняя на стаккато
при
гаммообразном движении. Можно задавать конкретное направление,
например
нисходящее, исполнять на разные слоги («ми», «ку», «зи» и
другие),
отрабатывать ритмические группы и т.д.
2.
Упражнения для ощущения и развития интонации
Цель. Формирование и развитие подвижности
голосового аппарата, навыков
вокального
интонирования.
«Крик
ослика «Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);
13
«Крик
в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх)
"Винни-
Пух". Дети на одной гласной букве (а, о, у, э, и) изображают:
- как
Винни-Пух поднимается на шарике вверх ( хроматической гаммой)
-зависает
около дупла с пчелами ( дети, незаметно берут дыхание "цепочкой"
и держат
высокую ноту)
-по
хроматической гамме спускаются вниз - Пяточок стреляет в шарик,
Винни-Пух
падает вниз в кусты...
«Андрей-воробей».
Петь на одном звуке. Петь на опоре, чётко, звонко,
посылая
звук вперёд. Можно использовать различные интонации: сердито,
призывно,
удивлённо, ласково, восхищённо, радостно и т.п.
«Уж
как шла лиса». Интонируем секунду. Чтобы легче усвоить вторую
ступень,
можно подниматься на носочки.
«У
меня есть конь, этот конь-огонь. Цоки-цоки, цок». Поем на 3 ступенях,
«вверх-вниз», можно использовать штрих «стаккато».
«Ку-ку-ку».
Интонируем терцию. Чисто интонировать терцовый звук,
посылая
звук вперёд.
«Ежик-чудачок»
Поем на 4 ступени вверх-вниз.
«Милая
мама моя». Поем на 4 ступенях вверх-вниз.
«Лесенка».
Поем на 5ступеней вверх и вниз
«Заводим
моторчики». На звук «ррр» на 5 ступенях, поем вверх-вниз.
«Мы
спросили у жирафа»
- Мы
спросили у жирафа… (глиссандо голосом снизу максимально вверх)
«Кто
стащил банан со шкафа?» (медленное глиссандо вниз)
- Мы
спросили у медведя… (масимально сочный низкий регистр, движение голосом вверх)
«Кто
вчера побил соседей?» (максимально сочный низкий регистр). Можно
на любую
мелодию по желанию.
«Драчливая
ворона»
-
Драаачливая воронааа, крииикливая воронааа
Кричааала:
«Карр-кааарр-кааар!
А где
моя коронааа? А-а?!
Мелодия
по желанию, учитель останавливается на любой гласной, например,
«А»,
дети тянут эту гласную. Можно придумывать каждый раз новый вариант
3.
Упражнения на активную подачу звука
Цель. Познакомить с ощущением «атаки
звука» - посылом дыхания в
момент
начала звука.
«Возгласы».
Дети могут встать в две колонны напротив друг друга. Смело, без зажимов, не
надрывая связки, свободно и открыто позвать друг дружку: «Э-й-ей-еэ! И-ра!
Ая-на! Но-ми-на! Да-мииир! ( на одном звуке)
«Мяч».
Выполняется группой. Передавать небольшой мяч вместе со словом «МЯЧ». Можно
«передавать» с правой ладошки на леву и пропевать слово «Сайн» (приветствие)
4.
Упражнение на звукообразование
Цель. Формирование навыка одинаковой
манеры формирования гласных и
точную
атаку звука.
«А_О_У-И»._
При распевании можно использовать артикуляционные жесты
Н.В.Рыбкиной,
они помогают сформировать правильные гласные, и вносят
игровой
момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях,
так и в
попевках. «У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать
руками
раструб трубы.
«О»:
ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»:
руки на верхней губе, поднимаются вверх.
«И»: руки
на верхней губе, расходятся в стороны.
5.
Вибрационно-вокальные упражнения В. Емельянова
«Песенка
слоника»
Представим,
что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем
им
вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите , как вас лечит
"гнусавый
голосок". Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа
и
гайморовых пазухах
«Песенка
бегемота»
Учимся
правильно формировать гласные звуки. Как раскрывает рот бегемот?
Мышцы
лица свободные .Звук "А" произносится в грудном , низком
регистре.
Пусть дети создают образ грозного бегемота, который стережет
свое
болото.
«Ночная
песенка филина»
Все
гласные произносятся очень большим ртом, как можно более низким и
таинственным
звуком. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые.
На звук
"У" голос у филина звучит в низком регистре, а на
"ууух"
плавно поднимается вверх, напоминая вой. Очень важно при
этом
энергично произносить звук "Х" так как именно на нем включается в
работу
диафрагма. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это
крылья
филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей. Если
руки
"крылья" вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу- низкий
6.
Упражнения на развитие музыкально-слуховой памяти и внимания.
Цель. Развитие ладового и ритмического
слуха.
«Игра-приветствие» Освоение определённой интонации.
Пропевание
педагогом
имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: “Я здесь!”
(пропевая
тот же интервал).
«Потерянный
звук». Педагог поёт музыкальную фразу последний звук,
которой
“потерялся”. Задача ученика – завершить незаконченную мелодию
необходимым
тоническим звуком, найти “потерянный звук”.
«Слово на
ладошке». Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают,
проговаривают
ритмослоги, повторяя интонацию учителя. Или ребёнок
произносит
своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными
ребятами.
Можно прохлопывать свое имя, при
знакомстве с детьми
«Угадай-ка».
Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни,
предлагая
детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с
ритмическими
слогами и жестами.
«Ладушки».
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования
сильных
и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Ученики хлопками
отмечают
«пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые
друг с
другом, как бы играя в «ладушки»
«Дирижеры».
Отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и
слабой
долей в речи и в музыке. Декламировать вместе с детьми стихи: на
ударном
слоге опускать руки вниз, а на безударном – поднимать вверх.
Формы
применения игровых приемов на уроке
Можно
исполнять упражнения и игры в различных вариантах.
«Эхо».
Сначала дети поют распевание относительно громким звуком, а затем
повторяют
его же в тихой динамике.
«Музыкальная
цепочка». При повторении песни используется пение по
“цепочке”.
Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и
проверить
внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение
каждого
ребёнка.
«Капризное
радио». Дети поют хорошо выученную песню. Когда радио
включено
– все её поют, когда выключено – песня исполняется про себя.
Вначале
“включение” и “выключение” соответствует фразам песни. Далее
задание
усложняется: радио может “включиться” и “выключиться” в любой
момент.
«Перекличка».
Сначала распевание поет одна группа, затем его же
повторяет
вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука
последовательность
исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая
группа,
а затем его же повторяет первая.
«Соревнование».
Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами
дети
дают оценку исполнению: кто точнее спел.
«Пение
«про себя». Сначала отрывок знакомой песни беззвучно «поет»
педагог,
а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при
работе
над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм,
при этом
связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).
«Включаем
и выключаем звук в телевизоре». Ребенок поёт разучиваемую
песню, а
педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо
знак
рукой.
Работа
над песней
Работая
над песней, можно выбрать небольшой, наиболее сложный отрывок
и
прорабатывать его различными способами. Например, по фонопедическому методу
В.В.Емельянова:
Пропеваем,
«сидя в автомобиле»: вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер
исполнения.
Пропеваем,
«сидя на лошадке»: «процокать» мелодию, стараясь губами
формировать
слова песни.
«Выдуваем»
мелодию: пропевать мелодию, выдувая при этом воздух.
Пропеваем,
«сидя на слоне»: пропевать мелодию с хорошо открытым ртом,
но звук
направлять не в рот, а в нос.
Заключение
Для
достижения хорошего результата в обучении пению вокальные упражнения требуют
многократного повторения, что утомительно для маленьких детей. А играя в такие
игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Выполняя роль распевания,
делают урок динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.
В
творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное
удовольствие,
достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга.
Этот
процесс оказывает поднимает настроение ребенку, положительное воздействуя на
психику ребенка. Развивает его внимание, память, делает тонким и восприимчивым
его слух.
Дети
постигают выразительное значение всех элементов музыкального
языка,
воспитывается ощущение красоты и гармонии.
Очень
важно применять на занятиях игровые формы, так как ребёнка нельзя заставить
работать, если он не хочет. Единственный способ активизировать учебный процесс
– заинтересовать.
Игровые
методы обучения относятся к инновационным процессам
педагогики,
являются её здоровьесберегающим элементом, становятся
средством
активизации, улучшения качества процесса обучения, являются
методами
контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового
обучения
достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную
сторону
жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении
лучше
решаются любые задачи.
Дети нашего детского сада с удовольствием
участвуют в вокальных конкурсах, занимают призовые места. Глядя на успехи детей,
решили создать свой вокальный коллектив «Аялга»
и педагоги.
Пусть
звучит в сердце каждого из нас Музыка!
Список
используемой литературы
1.
Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд.;
издательство
«Планета музыки», 2007.
2. Кацер
О.В. Игровая методика обучения детей пению\ О. Кацер -
«Музыкальная
палитра» , 2005г .- 68 с.
3.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности\ Струве Г.А - М. 2001
г.- 64с.
4.
Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение.
\Тютюнникова Т.Э - М. 2005 г.-34с.
5.
Поплянова. Е.А. А мы на уроке –играем.\ Поплянова. Е.А - «Новая
школа»,
1994г. - 50
6.Т.Э.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа.-
М.
Астрель 2000г.
7.
Агафонова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. ООО «ИКТЦ», М.,
Лада,
2007.
.Стулова
Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва,
изд.
«Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год
10.Малахов.
Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
11
О.П.Камозина. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону. Феникс.2010\
12.
Т.Огородникова-Духанина. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
«Композитор.С-Петербург»
2008
14.
Железнова С., Железнов Е. «Весѐлая логоритмика» (из серии «Музыкальн
обучалочки»,
аудиопособие). М., издательство детских образовательны
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2023
Дата обновления: 07.03.2023
Дата публикации: 28.02.2023